Удержать любой ценой: детские автокресла

08.12.2016

Детские автокресла стали обязательным в России относительно недавно, хотя на Западе их используют уже не один десяток лет. Расскажем об истории, особенностях выбора и установки этих жизненно важных устройств, спасших сотни тысяч малышей

В 1935 году в заметках американского журнала Modern Mechanix было впервые упомянуто детское удерживающее устройство. Забавно, что примитивная конструкция толком и не предназначалась для защиты ребенка — главной задачей было удержание малыша на месте, чтобы он не отвлекал водителя. Благо, о безопасности детей вскоре все же задумались: спустя четыре года американец Лестер Брессон предложил более совершенное автокресло, которое жестко фиксировалось в салоне и было оснащено ремнем безопасности. Но это были скорее единичные попытки уберечь чадо: в первой половине прошлого века мало кто серьезно задумывался о безопасности. Вскоре все больше производителей стали уделять внимание этому вопросу: разработки детских автокресел шли бок о бок с развитием конструкции ремней безопасности. Более или менее активно ремнями безопасности автомобили стали оснащаться лишь в 1960-х, хотя первые разработки появились еще в конце 19 века и предназначались в первую очередь для авиации. Наибольший вклад в нашу с вами безопасность внес Нильс Болин — инженер шведской компании Volvo, которая всегда являлась новатором в этой области. В 1957 году Швеция стала первой в мире страной, узаконившей использование ремней безопасности. Два года спустя шведский инженер, который прежде работал в авиапромышленности, получил патент на известный каждому автомобилисту трехточечный ремень, который актуален по сей день. Болин установил, что такая схема фиксации наиболее удобна (ремень можно застегнуть одной рукой) и лучше всего удерживает пассажира в случае аварии. В 1958 г. под эгидой ООН было принято Женевское соглашение по обеспечению детской безопасности в автомобиле. Со временем совершенствовалось как устройство ремней безопасности, так и конструкция детских автокресел. В 1967 году в автомобилях Volvo на задних сиденьях появились ремни безопасности, что дало возможность устанавливать на них полноценные детские кресла. Их популярность росла с ужесточением правил.

Так выглядело первое запатентованное детское автокресло

В настоящее время в России и странах Европы запрещена перевозка детей возрастом до 12 лет (до того момента, пока ребенок не достигнет веса в 36 кг или его рост не составит более 1,5 метра) без специальных удерживающих устройств. Современный рынок предлагает огромный ассортимент автокресел: главный критерий при выборе устройства — возраст и вес ребенка. Универсальные кресла обеспечивают защиту в меньшей степени, чем идеально подобранные по весу, росту и возрасту (всего существует 5 возрастных групп). Также при выборе стоит обратить внимание на результаты крэш-тестов и на наличие маркировки соответствия Европейскому стандарту безопасности (ECE R44/03 или ECE R44/04). По статистике неиспользование детских удерживающих устройств — одна из основных причин тяжких травм у детей и их смертности в ДТП. По данным Всемирной организации здравоохранения использование детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71 %, а среди детей более старшего возраста — на 54 %. Необходимость фиксации ребенка в автокресле, а не на руках у родителя, обусловлена тем, что при резком замедлении на скорости 50 км/ч вес пассажира может возрасти более чем в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной: если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже более 300 кг, и удержать его от удара о переднее кресло или лобовое стекло будет практически невозможно. Для крепления автокресел в любых автомобилях используется трехточечный ремень, но более жесткую и надежную фиксацию обеспечивают крепления ISOFIX, которыми оснащается большинство современных автомобилей. Также при расположении ребенка следует выбирать задний ряд кресел (переднее пассажирское сиденье считается менее надежным и требует обязательного отключения подушки безопасности).

В зависимости от роста ребенка нужно использовать различные удерживающие устройства: для школьников подойдут бустеры (верхний рисунок), а тем, кто младше, нужно покупать полноценные автокресла

В наши дни даже с учетом постоянного роста автопарка смертность на дорогах все же снижается, но пока что не очень охотно. По данным ГИБДД, в 2012 году в стране погибли 27 991 человек, из которых 940 — дети. Если сравнивать эти цифры, например, с показателями Нигерии или Пакистана, то они покажутся довольно оптимистичными. Но если же взять в расчет развитые европейские страны, то все будет менее радужно. Наиболее объективным для сравнения стоит считать число погибших в ДТП в расчете на 100 000 автомобилей: за 2012 год в нашей стране этот показатель был равен 55,4. Но если бы удалось снизить эту цифру (без увеличения автомобильного парка) до уровня, скажем, Франции (8,5), то число погибших на дорогах России сократилось бы более чем в 6 раз! Теоретически, приблизиться по уровню безопасности к Европе, конечно, можно. Но это требует тотального пересмотра автомобильной культуры большей части населения. На решение этих социальных задач направлен целый ряд информационно-пропагандистских мероприятий принятых в рамках действующей федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», при этом задействованы наиболее эффективные каналы коммуникации СМИ — телевидение, интернет, радио, пресса. Только использование ремней безопасности уменьшает риск гибели при лобовом столкновении в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз! И нельзя забывать одно из основных условий безопасности: пристегиваться должны все без исключения пассажиры. В противном случае, во время аварии за счет быстрого замедления автомобиля не пристегнутый пассажир своим телом может нанести тяжелые травмы водителю и другим пассажирам.

Источник: 5koleso.ru

^ Наверх